- Что это
- Свойства
- Разновидности
- Когда начинается
- Инструменты
- Плюсы и минусы
- Сравнение с альфа-тестированием
- Альфа и бета-тестирование: цели, важные моменты, таймлайн, участники и стейкхолдеры
Что это
Сквозное, общее тестирование продукта выполняют реальные пользователи в своем окружении, и это основная характеристика такого метода тестирования. Следовательно, бета-тестирование является одним из подвидов приемочного (UAT-тестирования). Создается бета-версия приложения, по которому нужен пользовательский фидбэк, и передается некоторому количеству пользователей, желающих поучаствовать в бета-тесте. Бета-тестирование существенно минимизирует количество багов и повышает итоговый уровень продукта, путем валидации дефектов пользователями. «Бета» это последняя стадия тестирования продукта до появления на рынке. Главный плюс бета-тестов — ценный фидбек от конечных пользователей.
Характеристики
- Выполняется клиентами/пользователями/всеми желающими, а не сотрудниками компании.
- Качественная проверка надёжности, безопасности, и общей пригодности приложения.
- Выполняется в окружении пользователя, то есть на его компьютере (смартфоне).
- Не требует создания и настройки сложного тестового окружения.
Типы бета-тестирования
- Стандартное. Продукт передают определенному (как правило, не очень большому) количеству пользователей и собирают их отзывы (фидбек) плюс сопутствующие данные (в первую очередь условия возникновения ошибок), затем продукт корректируют/улучшают на основе фидбека.
- Публичное. Публичный (широко объявляемый) релиз продукта в онлайн-каналах корпорации, продукт доступен любому желающему и желающих обычно много. Публичное бета-тестирование проводят крупнейшие ИТ-компании.
- Техническое. Продукт передают выделенной группе сотрудников внутри компании и получают квалифицированный фидбек плюс упорядоченные дополнительные данные.
- Фокусное. Сбор фидбека по отдельным функциям.
- Пост-релизное. С целью собрать идеи улучшения «на будущее».
Критерии начала бета-тестирования
- Завершение «альфа» тестирования
- Готова бета-версия
- Готовность к сбору фидбека
- Наличие и готовность инструментов регистрации дефектов
Инструменты для бета-тестирования
✅ Преимущества бета-тестирования
- Уменьшает риски явных и «поздних» дефектов путем пользовательской валидации
- Позволяет проверить готовность инфраструктуры компании к пост-релизному обслуживанию
- Позволяет собрать ценнейший фидбэк конечных пользователей
- Обходится намного дешевле, чем все другие методики тестирования
- Повышает осведомленность о продукте и лояльность пользователей
❌ Недостатки бета-тестирования
- Бывает очень сложно воспроизвести баги из-за большого количества тестовых окружений (у каждого пользователя свое)
- Дефекты часто дублируются у многих пользователей, что ведет к большому количеству повторяющихся баг-репортов
- Довольно затратный процесс по времени, поскольку пользователи тестируют продукт когда хотят и отправляют фидбек по желанию
- Чаще всего у пользователей нет достаточных ИТ-скиллов, чтобы делать подробные баг-репорты.
Разница между альфа- и бета-тестированием кратко
Альфа | Бета |
---|---|
Выполняется сотрудниками ИТ-компании | Выполняется пользователями |
В тестовом окружении компании | В их реальном окружении |
Применяют методики черного и белого ящика | Только методика черного ящика |
Продукт готов на 70-90% | Продукт готов на 90-95% |
Цель: оценить общее качество | Цель: получить оценку пользователей |
Требует сложного тестового окружения | Не требует сложного тестового окружения |
Выполняется до выхода на рынок | Выполняется на этапе маркетингового продвижения |
Альфа и бета-тестирование: цели, важные моменты, таймлайн, участники и стейкхолдеры
Альфа-тестирование | Бета-тестирование | ||
---|---|---|---|
Основные моменты | Этапы валидации пользователями | Первый этап | Второй этап |
Место проведения | Внутри компании, в специальном тестовом окружении | У пользователей, в реальном окружении | |
Возможности контроля | Хорошие | Слабые | |
Области тестирования | Только функциональность и юзабельность; безопасность и надежность обычно нет | Функциональность, юзабельность, надежность и безопасность в равной степени | |
Применяются техники | Черного и белого ящика | Только черного ящика | |
Название билда | Альфа-билд | Бета-билд | |
Что команда делает, когда обнаружены баги и проблемы | Регистрирует баги и фиксит с высоким приоритетом | Реальные пользователи сообщают о багах, баги устраняются; дополнительно общие впечатления и идеи по улучшению | |
Польза | Разные точки зрения на качество продукта от участников | Оценка будущей успешности продукта на основе фидбека | |
Цели | |||
Оценить | Качество продукта | Удовлетворение пользователей | |
Гарантировать | Готовность к бете | Готовность к релизу | |
Сосредоточиться на | Поиске багов и проблем | Собрать фидбек и впечатления | |
Ответить на вопросы | Рабочий ли продукт? | Пользователям нравится? | |
Таймлайн | Тестирование начинается: | После завершения системного тестирования | После завершения альфа-тестирования |
Завершенность проекта | 70-90% | 90-95% | |
Стабильность билда | Стабильный с точки зрения разработчиков | Стабильный с точки зрения пользователей | |
Длительность | Сколько тестовых циклов | Много | 1 или 2 |
Длительность каждого цикла | 1-2 недели | 4-6 недель | |
Прочие факторы | Длительность зависит от количества найденных багов и добавленных новых функций | Тестовый цикл может затягиваться после фидбека пользователей | |
Стейкхолдеры | Разработчики, лиды QA-команды, менеджмент проекта | Менеджмент проекта, QA-менеджеры, менеджеры по User Experience |