- Кризис середины карьеры в QA
- Возможный выход — вверх
- Что должно быть прокачанное
- Практические советы
Об авторе: 18 лет опыта в тестировании и автоматизации. Живет в Дубаи, работает в Global CPAAS руководителем отдела тестирования. Эксперт в Agile, активный участник глобального сообщества тестировщиков.
«Джуны интересуются, каковы перспективы карьерного продвижения в QA. Многие вообще ставят под сомнение возможность быстрого продвижения, а некоторые не видят карьерных перспектив выше условного сеньора.
Те из тестировщиков, которые рассматривают позицию QA Lead как долгосрочную карьерную цель, спрашивают: какими качествами надо обладать, чтобы быстрее перейти на позицию менеджера или лида (QA Lead).
Кризис середины карьеры у тестировщика
У тестировщиков случается так называемый «кризис середины карьеры». Это не совсем точно совпадает с «кризисом среднего возраста», но есть некоторые общие признаки. Тестировщик начинает задумываться о чем-то подобном:
- Есть ли перспективы карьерного роста в QA?
- QA просто первая ступенька в карьерной лестнице, а что дальше?
- Тестирование нравится, но что потом?
- Я никогда не стану в этой компании вице-президентом по техническим вопросам, мне не светит уровень технического директора, и вообще уровень руководства
- Если я уже разобрался в автоматизации, могу ли я перейти в лиды или менеджеры?
Заметил, что в некоторых компаниях тестировщики с трудом могут объяснить роли своих QA-отделов. В первую очередь потому, что в разных компаниях эти роли могут сильно отличаться. Я видел тестировщиков-мидлов, которые в компании выполняли все функции QA-лидов; и видел реальных QA-лидов по уровню обязанностей, к которым руководство относилось как к мидлам. Надеемся, в будущем ИТ-индустрия создаст четкие стандарты «who is who».
Из перспективного тестировщика — в лиды
Итак, ты тестировщик уже пару лет, и кое-что у тебя получается. Неплохо дела с автоматизацией и в исследовательском тестировании. Ты начинал свой Путь Тестировщика в банке, немного поработал в телекоме, затем как-то попал в ритейл, в общем опыт есть.
Постепенно понимаешь, что можешь претендовать на большее, и начинаешь искать пути в менеджмент. По опыту, для большинства коллег выход из роли «простого тестера» выглядит страшновато: это выход из зоны какого-никакого но комфорта, и потом, смена роли на более оплачиваемую требует серьезного улучшения скиллов тайм-менеджмента, ответственности, и привычки мыслить в масштабе выше своего QA-департамента.
В зависимости от компании и личных карьерных целей, можно полировать до блеска технические скиллы тестирования (например, автоматизацию или знание архитектуры) и в первое время не слишком беспокоиться насчет своих потенциальных менеджерских качеств, или можно развиваться медленнее но параллельно, охватывая все аспекты (так лучше). Есть скиллы, привычки и стили поведения, которыми надо обладать (или хотя бы пытаться), чтобы быстрее перейти в лиды.
Какими качествами обладает QA Lead
Опыт
Когда говорят о приобретении опыта, вспоминается цитата из романа Риты Мэй Браун:
«Хорошее суждение происходит из опыта, а опыт происходит из ошибочного суждения ранее.»
Годы, проведенные в ИТ-индустрии, дают опыт в разных контекстах, и этот опыт готовит сотрудника к будущим вызовам, создает личную «базу знаний» по разным нюансам тестирования; как себя вести в разных ситуациях, и как взаимодействовать с сотрудниками. Это не дается легко: нужно достойно пройти сложные ситуации и уметь справиться с ними, рассматривая это как первые пробные шаги в карьерной лестнице.
Детальное, но вместе с тем стратегическое мышление
Команда должна доверять своему лиду. Единственный путь достичь доверия: убедить команду в том, что ее лид отлично знает задачи QA-департамента, все возможности и ограничения QA-команды.
Руководство компании и менеджмент других отделов также должны быть уверены, что ты обладаешь широким, стратегическим видением. Практический пример: руководство компании ставит тебе задачу улучшить то, что называется customer satisfaction (то есть улучшить мнение клиентов об услугах компании), при этом указывает на необходимость улучшить работу QA-департамента под твоим руководством, и говорит об автоматизации. Теперь тебе надо «транслировать» эту задачу своему департаменту; например придется обсудить с командой автоматизацию тестов, особенности фреймворков которые возможно уже применяются, структуру тестов и т.п.; и команда должна быть уверена, что ее лид отлично разбирается во всех нюансах. Чем лучше ты вникаешь в нюансы автоматизации, тем больше уверенности у команды в том что лид успешно решит все проблемы. Итак, ты подбираешь инструменты автоматизации, лучше всего подходящие в текущих реалиях, и совершенствуешь процессы в отделе, что неминуемо приводит к улучшению customer satisfaction. Чем лучше умение совмещать локальное видение от сотрудников департамента со стратегическим видением от руководства, тем выше вероятность стать хорошим лидом.
Смелым сопутствует удача
Смелость и нешаблонность в решении задач будет полезной во многих рабочих контекстах, и, разумеется, от лида требуется гораздо больше смелости и нешаблонности, чем от рядового сотрудника QA-отдела.
У «свежих» лидов уходит много времени чтобы научиться честно говорить с высшим руководством о рабочих моментах; обычно существуют моменты, о которых каждый в QA-отделе хотел бы сказать, но не у каждого получается.
Например:
- Хороший лид умеет быть услышанным на митингах и стендапах, относительно проблем/задержек со стороны разработчиков
- Умеет формулировать и продвигать идеи (как свои, так и команды) по улучшению тестирования
- Участвует в обсуждениях, не имеющих прямого отношения к тестированию — например, по процессам.
Влиятельность
Влиятельность внутри компании — важное дело в превращении в QA Lead. Это понятно, лид должен за все отвечать в контексте QA. Опыт, приобретенный в роли рядового тестировщика, а также возникшие идеи по совершенствованию процесса, умноженные на полученную лидерскую должность — обеспечат пользу QA-отделу и всей компании. Сам по себе лид не сделает ничего, ибо всегда нужно объяснить идею команде и простимулировать команду, и тогда идея будет внедрена.
Лид должен быть авторитетным как у себя в отделе, так и у руководства: тогда он сможет убедить в идее всех заинтересованных лиц («стейкхолдеров»), а в первую очередь высшее руководство, демонстрируя плюсы и минусы идеи, умело орудуя цифрами и метриками. Важно понимать аудиторию.
Устойчивость
Сложные времена иногда приходят, как ни старайся их избежать. Чтобы эффективно бороться с «челенджами», надо обладать так называемым «устойчивым образом мыслей». Это то, как ты реагируешь на проблемы, твоя способность «восстанавливаться после ударов».
В QA постепенно сложилась хорошая практика — предвидеть риски, проблемы в проекте или в какой-то функциональности. Почти каждый тестировщик, просто по специфике своей работы, достаточно хорошо подготовлен к внезапно возникающим проблемам, умеет хотя бы смягчать риски если нельзя избежать их, и более-менее способен предвидеть, где будут возникать проблемы.
Когда в компании возникли проблемы, и нужно смотреть на ситуацию на стратегическом уровне, толковый тестировщик, недавно выдвинутый на позицию QA Lead, не забывает скиллы терпения и устойчивости, приобретенные у себя в QA-отделе.
И еще
Скилл коммуникации — умение мотивировать, подчеркнутое уважение к коллегам, честность — и у тебя неплохие шансы. Улучшить коммуникацию помогут статьи из раздела Soft-skills у нас на сайте.
Практические советы
- Когда готовишь себя к роли QA Lead, старайся поучаствовать во многих проектах, как в своей компании в рамках должностных обязанностей, так и, возможно, вне компании и на волонтерских. Неплохо было бы наладить контакты с людьми в ролях QA Lead из других компаний, чтобы лучше понимать контексты. Участие в многочисленных проектах расширит твои «горизонты» и углубит понимание.
- Знакомство с различными областями ИТ, технологиями и командами, обеспечит «вид с птичьего полета» на тестирование, научит учитывать все обстоятельства при решении сложных задач.
- Знай свои проблемные места и работай над ними.
- Важный момент: тебе нужно активнейшее участие в сообществе тестировщиков (комьюнити). Можно присутствовать физически, хотя бы иногда; а чаще люди это делают через социальные медиа».