😇
На testengineer.ru мы не размещаем рекламу, но над сайтом регулярно работают несколько человек. Поддержите нас, подписавшись на телеграм-канал "Тестировщик от бога"!
ДомойОбучениеSoft skillsКак стать QA-лидом - теория и практические советы (в конце статьи)

Как стать QA-лидом — теория и практические советы (в конце статьи)

Автор

Дата

Категория

Об авторе: 18 лет опыта в тестировании и автоматизации. Живет в Дубаи, работает в Global CPAAS руководителем отдела тестирования. Эксперт в Agile, активный участник глобального сообщества тестировщиков.

«Тестировщики интересуются, каковы перспективы карьерного продвижения в QA. Многие вообще ставят под сомнение возможность быстрого продвижения, а некоторые вообще не видят карьерных перспектив выше условного «сеньора».

Те из тестировщиков, которые рассматривают позицию QA Lead как долгосрочную карьерную цель, спрашивают: какими качествами надо обладать, чтобы быстрее перейти на позицию менеджера или лида (QA Lead). Этому и будет посвящен пост.

Кризис середины карьеры у тестировщика

У тестировщиков случается так называемый «кризис середины карьеры». Это не совсем точно совпадает с «кризисом среднего возраста», но есть некоторые общие признаки. Тестировщик начинает задумываться о чем-то подобном:

  • Есть ли перспективы карьерного роста в QA?
  • QA просто первая ступенька в карьерной лестнице, а что дальше?
  • Тестирование нравится, но что потом?
  • Я никогда не стану в этой компании вице-президентом по техническим вопросам, мне не светит уровень технического директора, и вообще уровень руководства
  • Если я уже разобрался в автоматизации, могу ли я перейти в лиды или менеджеры?

Заметил, что в некоторых компаниях тестировщики с трудом могут объяснить роли своих QA-отделов. В первую очередь потому, что в разных компаниях эти роли могут сильно отличаться. Я видел тестировщиков-мидлов, которые в компании выполняли все функции QA-лидов; и видел реальных QA-лидов по уровню обязанностей, к которым руководство относилось как к мидлам. Надеемся, в будущем ИТ-индустрия создаст четкие стандарты «who is who».

Из перспективного тестировщика — в лиды

Итак, ты тестировщик уже пару лет, и кое-что у тебя получается. Неплохо дела с автоматизацией и в исследовательском тестировании. Ты начинал свой Путь Тестировщика в банке, немного поработал в телекоме, затем как-то попал в ритейл, в общем опыт есть.

Постепенно понимаешь, что можешь претендовать на большее, и начинаешь искать пути в менеджмент. По опыту, для большинства коллег выход из роли «простого тестера» выглядит страшновато: это выход из зоны какого-никакого но комфорта, и потом, смена роли на более оплачиваемую требует серьезного улучшения скиллов тайм-менеджмента, ответственности, и привычки мыслить в масштабе выше своего QA-департамента.

В зависимости от компании и личных карьерных целей, можно полировать до блеска технические скиллы тестирования (например, автоматизацию или знание архитектуры) и в первое время не слишком беспокоиться насчет своих потенциальных менеджерских качеств, или можно развиваться медленнее но параллельно, охватывая все аспекты (так лучше). Есть скиллы, привычки и стили поведения, которыми надо обладать (или хотя бы пытаться), чтобы быстрее перейти в лиды.

Прыжок от Senior QA Engineer к QA Lead

Какими качествами обладает QA Lead

Опыт

Когда говорят о приобретении опыта, вспоминается цитата из романа Риты Мэй Браун: 

«Хорошее суждение происходит из опыта, а опыт происходит из ошибочного суждения ранее.»

Годы, проведенные в ИТ-индустрии, дают опыт в разных контекстах, и этот опыт готовит сотрудника к будущим вызовам, создает личную «базу знаний» по разным нюансам тестирования; как себя вести в разных ситуациях, и как взаимодействовать с сотрудниками. Это не дается легко: нужно достойно пройти сложные ситуации и уметь справиться с ними, рассматривая это как первые пробные шаги в карьерной лестнице.

Детальное, но вместе с тем стратегическое мышление

Команда должна доверять своему лиду. Единственный путь достичь доверия: убедить команду в том, что ее лид отлично знает задачи QA-департамента, все возможности и ограничения QA-команды.

Руководство компании и менеджмент других отделов также должны быть уверены, что ты обладаешь широким, стратегическим видением. Практический пример: руководство компании ставит тебе задачу улучшить то, что называется customer satisfaction (то есть улучшить мнение клиентов об услугах компании), при этом указывает на необходимость улучшить работу QA-департамента под твоим руководством, и говорит об автоматизации. Теперь тебе надо «транслировать» эту задачу своему департаменту; например придется обсудить с командой автоматизацию тестов, особенности фреймворков которые возможно уже применяются, структуру тестов и т.п.; и команда должна быть уверена, что ее лид отлично разбирается во всех нюансах. Чем лучше ты вникаешь в нюансы автоматизации, тем больше уверенности у команды в том что лид успешно решит все проблемы. Итак, ты подбираешь инструменты автоматизации, лучше всего подходящие в текущих реалиях, и совершенствуешь процессы в отделе, что неминуемо приводит к улучшению customer satisfaction. Чем лучше умение совмещать локальное видение от сотрудников департамента со стратегическим видением от руководства, тем выше вероятность стать хорошим лидом.

Смелым сопутствует удача

Смелость и нешаблонность в решении задач будет полезной во многих рабочих контекстах, и, разумеется, от лида требуется гораздо больше смелости и нешаблонности, чем от рядового сотрудника QA-отдела.

У «свежих» лидов уходит много времени чтобы научиться честно говорить с высшим руководством о рабочих моментах; обычно существуют моменты, о которых каждый в QA-отделе хотел бы сказать, но не у каждого получается.

Например:

  • Хороший лид умеет быть услышанным на митингах и стендапах, относительно проблем/задержек со стороны разработчиков
  • Умеет формулировать и продвигать идеи (как свои, так и команды) по улучшению тестирования
  • Участвует в обсуждениях, не имеющих прямого отношения к тестированию — например, по процессам.

Влиятельность

Влиятельность внутри компании — важное дело в превращении в QA Lead. Это понятно, лид должен за все отвечать в контексте QA. Опыт, приобретенный в роли рядового тестировщика, а также возникшие идеи по совершенствованию процесса, умноженные на полученную лидерскую должность — обеспечат пользу QA-отделу и всей компании. Сам по себе лид не сделает ничего, ибо всегда нужно объяснить идею команде и простимулировать команду, и тогда идея будет внедрена.

Лид должен быть авторитетным как у себя в отделе, так и у руководства: тогда он сможет убедить в идее всех заинтересованных лиц («стейкхолдеров»), а в первую очередь высшее руководство, демонстрируя плюсы и минусы идеи, умело орудуя цифрами и метриками. Важно понимать аудиторию.

Устойчивость

Сложные времена иногда приходят, как ни старайся их избежать. Чтобы эффективно бороться с «челенджами», надо обладать так называемым «устойчивым образом мыслей». Это то, как ты реагируешь на проблемы, твоя способность «восстанавливаться после ударов».

В QA постепенно сложилась хорошая практика — предвидеть риски, проблемы в проекте или в какой-то функциональности. Почти каждый тестировщик, просто по специфике своей работы, достаточно хорошо подготовлен к внезапно возникающим проблемам, умеет хотя бы смягчать риски если нельзя избежать их, и более-менее способен предвидеть, где будут возникать проблемы.

Когда в компании возникли проблемы, и нужно смотреть на ситуацию на стратегическом уровне, толковый тестировщик, недавно выдвинутый на позицию QA Lead, не забывает скиллы терпения и устойчивости, приобретенные у себя в QA-отделе.

И еще

Скилл коммуникации — умение мотивировать, подчеркнутое уважение к коллегам, честность — и у тебя неплохие шансы. Улучшить коммуникацию помогут статьи из раздела Soft-skills у нас на сайте.

Вперед

Теперь более практические советы.

  • Когда готовишь себя к роли QA Lead, старайся поучаствовать во многих проектах, как в своей компании в рамках должностных обязанностей, так и, возможно, вне компании и на волонтерских. Неплохо было бы наладить контакты с людьми в ролях QA Lead из других компаний, чтобы лучше понимать контексты. Участие в многочисленных проектах расширит твои «горизонты» и углубит понимание.
  • Знакомство с различными областями ИТ, технологиями и командами, обеспечит «вид с птичьего полета» на тестирование, научит учитывать все обстоятельства при решении сложных задач.
  • Знай свои проблемные места и работай над ними.
  • Важный момент: тебе нужно активнейшее участие в сообществе тестировщиков (комьюнити). Можно присутствовать физически, хотя бы иногда; а чаще люди это делают через социальные медиа, возможно телеграм-каналы, например, наш

Какой была ваша первая зарплата в QA и как вы искали первую работу?

Мега обсуждение в нашем телеграм-канале о поиске первой работы. Обмен опытом и мнения.

7 КОММЕНТАРИИ

  1. Знакома проблема выгорания и стеклянного потолка в карьере тестировщика. Когда вроде бы готов перейти на следующую ступень, брать больше ответственности, но в компании нет открытой позиции…

    Сам выгорел, бросил на полгода тестирование и айти в целом, но потом после перезагрузки вернулся.

      • Ну, найти работу QA-лида без опыта работы на схожей позиции очень сложно. Обычно рост происходит внутри одной компании — т.е. ты хорошо знаешь проект, людей и т.п. и тебя повышают. Потом уже, имея практический опыт работы на позиции, можно искать работу в других компаниях.

        Сам я не жалею, что уходил — отдохнул, посетил несколько стран, переосмыслил жизнь и приоритеты. Однозначно пошло мне на пользу.

  2. В карьере тестировщика софтскиллз для продвижения играют куда большую роль, чем хардскиллз. Важно просто расположить к себе нужных людей и оказаться в нужное время в нужном месте 😉

    • Согласен, постоянно вижу кейсы, когда нафиг эти знания автоматизации не сдались, тут иногда обычных manual QA перекидывают в менеджмент. Особенно если компания активно растёт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

$1100*
медианная зарплата в QA в ноябре

*по результатам опроса QA-инженеров в нашем телеграм-канале

Последние публикации

Последние комментарии