Кто такие стейкхолдеры? Определения, типы и примеры

Стейкхолдеры присутствуют в каждом проекте. Но кто это? На этот вопрос есть несколько ответов. Давайте начнем с определения стейкходлера, а затем рассмотрим несколько примеров.

Кто такой стейкхолдер?

? Стейкхолдер (англ. stakeholder) — это человек, группа людей или организация, на которых прямо влияет результат проекта. Они заинтересованы в успехе проекта и могут находиться как в организации, заказывающей разработку проекта, так и за ее пределами.

Стейкхолдеры очень важны, поскольку своими решениями они могут оказать влияние на проект (как положительное, так и отрицательное). Существуют также так называемые ключевые стейкхолдеры, поддержка которых необходима для существования проекта.

Стейкхолдер — это человек, как и любой другой участник проекта. Вам придется научиться использовать методы составления схем стейкхолдеров, чтобы определить, кто является вашими ключевыми стейкхолдерами, и убедиться, что разрабатываемый продукт отвечает их требованиям.

Отличия между стейкхолдером и акционером

Cтейкхолдеры — это не то же самое, что акционеры. Стейкхолдерами могут являться самые разные люди: как те, на которых влияет проект, так и те, которые инвестируют в него. Например, стейкхолдером может быть владелец или акционер. Но стейкхолдерами могут быть также сотрудники, держатели облигаций, клиенты, поставщики и продавцы.

Акционер может быть стейкхолдером. Акционер — это человек, вложивший деньги в компанию. Эта компания может инициировать разработку продкуктов, в которых акционер также является стейкхолдером, поскольку акционеры также являются стейкхолдерами, но стейкхолдеры не всегда являются акционерами. Это связано с тем, что акционер владеет частью публичной компании путем покупки акций. Стейкхолдер заинтересован в результатах деятельности компании, а не в стоимости акций.

Типы стейкхолдеров

Как мы писали выше, в каждом проекте есть стейкхолдеры, и этими стейкхолдерами могут быть все, на кого может повлиять проект. Мы уже видели, что стейкхолдеров может быть много, и об этом мы еще поговорим. Но всех стейкхолдеров можно разделить на две группы: внутренние и внешние стейкхолдеры. Давайте рассмотрим обе группы.

Внутренние стейкхолдеры

Внутренние стейкхолдеры — это те, кто находится внутри организации. Проект непосредственно влияет на них, поскольку они работают в компании, управляющей проектом. К ним могут относиться сотрудники, владельцы, совет директоров, менеджеры проекта, инвесторы и другие.

Внешние стейкхолдеры

Внешние стейкхолдеры — это люди, которые находятся за пределами организации и подвержены влиянию продукта косвенно. Но на них влияет работа организации, хоть они не являются ее сотрудниками. Этими людьми могут быть поставщики, заказчики, кредиторы, клиенты, посредники, конкуренты, общество, правительство и т.п.

Примеры стейкхолдеров

Как мы уже говорили, существует множество различных типов стейкхолдеров. Есть внутренние и внешние стейкхолдеры, и есть много примеров, которые относятся к одной или другой категории. Давайте рассмотрим некоторые из наиболее распространенных.

Инвесторы: Стейкхолдеры, желающие получить финансовую прибыль. Они могут быть акционерами и держателями долговых обязательств. Они вложили деньги в бизнес и хотят получить прибыль от этих инвестиций.

Работники: Эти стейкхолдеры напрямую заинтересованы в результатах работы организации, поскольку она платит им зарплаты.

Клиенты: Эти cтейкхолдеры хотят получить продукт или услугу и ожидают, что они будут качественными и будут нести ценность для них самих.

Поставщики: Доходы стейкхолдеров связаны с проектом, поскольку они продают товары и услуги компании, владеющей разрабатываемым продуктом. Успех проекта означает рост бизнеса и для них.

Общественность: Эти стейкхолдеры заинтересованы в том, чтобы проект не оказывал негативного влияния на их здоровье, безопасность или экономическое развитие.

Правительство: Эти стейкхолдеры получают налоги и валовой внутренний продукт от проекта. Они являются основными стейкхолдерами, поскольку собирают налоги как с компании на корпоративном уровне, так и индивидуально с тех, кого она нанимает на работу.

Стейкхолдер — это человек, как и любой другой участник проекта, и некоторыми из них будет легче управлять, чем другими. Вам придется научиться работать с разными личностями и убедиться, что вы ведете с ними продуктивный диалог, чтобы достичь целей проекта, на который вы были наняты.

Как работать со стейкхолдерами?

Работа может быть несложной, если вы будете следовать шагам, приведенным ниже:

Идентификация заинтересованных сторон

Определение стейкхолдеров в вашем проекте является ключевым моментом. От этого зависит успех проекта. Если стейкхолдер недоволен, значит, проект не удался. Поэтому процесс идентификации стейкходеров следует начинать сразу же после создания концепции проекта.

Для начала требуется изучить проектную документацию заказчика. С помощью информации об объектах, бюджете, графике, допущениях и ограничениях, финансировании проекта и высшем руководстве вы сможете определить стейкхолдеров.

Также просмотрите контракты, поскольку стейкхолдеры могут быть упомянуты в этих документах. Есть ли факторы внешней среды или другие организации, имеющие отношение к проекту? Изучите их, так как они могут также являться стейхолдерами проекта. Например, если существуют экологические факторы, диктуемые правительством, то правительство тоже является стейкхолдером. Изучите их правила и стандарты.

Анализ стейкхолдеров

После определения стейкхолдеров проекта наступает время фазы анализа стейкхолдеров, на которой вам нужно будет собрать информацию и требования от них. Также необходимо оценить уровень их участия и влияния в проекте, чтобы подготовиться к созданию стратегий взаимодействия и определению их приоритетов.

Расстановка приоритетов стейкхолдеров

Ключевой вопрос для каждого, кто управляет проектом, — как управлять приоритетами стейкходлеров в проекте? Чтобы усложнить ситуацию, в вашем проекте может быть много стейкхолдеров. Вы должны относиться к ним так же, как к любой другой задаче в вашем списке дел: расставляя приоритеты.

В ходе проекта один стейкхолдер может оказаться более ценным с точки зрения вносимых в проект предложений, чем другой, в то время как некоторые стейкхолдеры могут требовать большего внимания, чем другие. Поэтому вы должны определить, кто эти люди и на каком этапе проекта вам, возможно, потребуется уделить им больше внимания, и включить это в свой график.

Теперь мы подошли ко второй части нашего вопроса, на который мы уже начали отвечать в предыдущем абзаце. Когда мы говорим об управлении стейкхолдерами, мы имеем в виду создание с ними позитивных отношений путем оправдания их ожиданий и достижения тех целей, с которыми они согласились в рамках проекта. Однако эти отношения не даются просто так. Их нужно заслужить. Вы можете заслужить доверие и построить позитивные отношения путем активного общения и прислушиваясь к их потребностям.

Один из способов сделать это — опросить стейкхолдеров проекта — не всех, но, безусловно, самых важных. Возможно, вам потребуется обратиться к экспертам, чтобы получить необходимую информацию по конкретным областям или группам, так что когда вы будете беседовать с стейкхолдерами один на один, вы будете хорошо информированы и готовы извлечь максимум пользы из этого совместного времени.

Для этого существует процесс, как и для всего в управлении проектами:

  1. Документируйте общение с стейкхолдерами. Сделайте это формально, создав план общения. Запишите их имена и роли в организации, которую они представляют. Документируйте каждый разговор с этими ключевыми партнерами по проекту, чтобы не только зафиксировать их интересы и пожелания, но и иметь возможность позже проверить их информацию на предмет точности.
  2. Обеспечьте выполнение процесса. Далее необходимо соблюдать процесс общения с стейкхолдерами и убедиться, что этот процесс прозрачен, чтобы все знали, чего ожидать. Это касается их запросов или обратной связи. Следует формализовать этот процесс — это позволит стейкхолдерам понять, что запросы могут быть рассмотрены и что у вас есть процесс, которого вы придерживаетесь для их запросов и предложений.
  3. Предоставляйте регулярные отчеты о состоянии проекта. Предоставление регулярных и своевременных отчетов о состоянии дел имеет большое значение. Члены команды могут вдаваться в подробности, в то время как руководителям нужен более общий отчет. Поэтому формируйте ваши отчеты ориентируясь на конкретную аудиторию. Не забывайте регулярно общаться с стейкхолдерами, задавая вопросы, чтобы узнать, есть ли у них какие-либо предложения.
  4. Развеивайте мифы. Ваши стейкхолдеры могут участвовать в работе над несколькими проектами одновременно, что означает, что они не могут быть так же близки к проекту, как вы. Но это не значит, что они не получают информацию о вашем проекте из других источников. Вы же не хотите, чтобы они стали объектом сплетен или получили неверную информацию, которая может повлиять на их мнение о проекте.

У нас на сайте есть специализированный раздел с материалами по проджект-менеджменту! Больше статей можно найти здесь.

Какой была ваша первая зарплата в QA и как вы искали первую работу?

Мега обсуждение в нашем телеграм-канале о поиске первой работы. Обмен опытом и мнения.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Мы в Telegram

Наш официальный канал
Полезные материалы и тесты
Готовимся к собеседованию
Project- и Product-менеджмент

? Популярное

? Telegram-обсуждения

Наши подписчики обсуждают, как искали первую работу в QA. Некоторые ищут ее прямо сейчас.
Наши подписчики рассказывают о том, как не бояться задавать тупые вопросы и чувствовать себя уверенно в новой команде.
Обсуждаем, куда лучше податься - в менеджмент или по технической ветке?
Говорим о конфликтных ситуациях в команде и о том, как их избежать
$1100*
медианная зарплата в QA в июне 2023

*по результатам опроса QA-инженеров в нашем телеграм-канале

Собеседование

19%*
IT-специалистов переехало или приняло решение о переезде из России по состоянию на конец марта 2022

*по результатам опроса в нашем телеграм-канале

live

Обсуждают сейчас