Тестирование мобильных игр

Ручное мобильное тестирование

Мобильные игры востребованы среди разных возрастных групп: и молодежь, и люди среднего возраста, и пожилые одинаково любят играть в мобильные игры.

Разработка и тестирование мобильных игр — весьма трудоемкая задача. Тестов нужно много и самых разнообразных — в отличие от более стандартных мобильных приложений, например органайзеров или мессенджеров.

Автоматизация в QA как известно должна экономить время и бюджет, поэтому руководители проектов стараются по возможности автоматизировать ручные процессы. Но ручное тестирование остается актуальным.

Мобильное тестирование платформы

Обычные мобильные приложения vs мобильные игры 

Опытный тестировщик может считать, что с задачей тестирования мобильной игры он справится легко. Однако это не так, поскольку тестирование мобильных игр имеет особенности:

1. Симуляционное тестирование 

Методика моделирования, основанная на сопоставлении изображений, идентифицирует объекты и их положение в мобильной игре. Это происходит путем динамического сопоставления (маппинга) графических элементов и действий игрока. Методика позволяет получать более-менее точные числовые данные.

2. Тестирование на постпродакшене

Тестирование игры — сложный процесс еще и потому, что если игра станет достаточно популярной, в теории получит миллионы пользователей по всему миру, то вместе с количеством игроков растут и требования к системе. Любая даже незначительная ошибка может в мгновение ока подорвать репутацию игры. Также, в мобильных играх релизный цикл довольно специфический.

Мобильное тестирование продакшен

3. Важность командной работы 

Процессы тестирования мобильной игры требуют широкой компетенции команды. Нередко требуется большое количество ручных тестировщиков. Разумеется, для этого нужна эффективная организация и командная работа. Кроме того, у большого количества квалифицированных сотрудников могут быть разные взгляды, подходы и компетенции.

Тестирование - Мультиплеер

4. Мультиплеер 

Когда речь идет об игре, важным является игровой стиль. Вначале все мобильные игры были рассчитаны только на одного игрока. Но уже давно наступила эпоха многопользовательских игр. И количество их продолжает расти из-за высокой вовлеченности игроков, привлекающей рекламодателей.

Мультиплеер усложняет задачи тестировщиков. Команде становится труднее поддерживать игру на очень разных девайсах. Если ей это не удается, то это очень быстро приводит к большому количеству негативных отзывов. Скорость и масштабирование негативного фидбека — это еще один фактор, который отличает тестирование мобильных игр. 

Таким образом, тестирование игровых приложений требует высокой квалификации, и если кто-то хочет стать профессионалом в этой сфере, то ему потребуется длительное непрерывное обучение и практика.

Что тестируется

Мобильное тестирование чеклист

Отличие тестирования мобильных игр от тестирования обычных мобильных приложений заключается еще и в том, что в мобильном тестировании гораздо больше этапов и отдельных компонентов.

1. Интерфейс 

Для обычных тестировщиков пользовательский интерфейс мобильных игр кажется главным приоритетом. Но это не совсем так. Например, заядлые геймеры склонны игнорировать проблемы с UI любимой игры, если в игре есть что-то особенное. Конечно, вовлеченность обеспечивается не только удобством интерфейса.

Но и обеспечить удобный интерфейс бывает непросто. К тому же эмуляция и воссоздание действий игрока требуют опытности именно в игровой сфере.

2. Графика 

Во-вторых, качество графики. Разумеется, на это обращают внимание все. Чем лучше графика, тем лучше пользовательские впечатления. Помимо красоты собственно изображений, за которую отвечают дизайнеры и художники, качество графики зависит и от других факторов, например нагрузки на аппаратную часть смартфона. Также важна графическая подсистема (GPU). Очень многие мобильные игры выдвигают высокие требования к GPU.

3. Внешние игровые девайсы

Эволюция мобильных игр с момента их появления была невероятной. Теперь можно подключать к смартфону отдельный игровой контроллер, например джойстик. И если раньше в играх в основном было всего два элемента управления, то теперь в стандартной игре требуется в среднем нажатие четырьмя пальцами. 

Интеграция внешних устройств улучшает вовлеченность. И конечно, при тестировании таких мобильных игр тестируются и внешние устройства.

4. Пользовательский опыт 

Люди часто путают понятия «пользовательский интерфейс» и «пользовательский опыт». Мобильные игры — «сложные» приложения уже потому, что пользователи проводят в них много времени. Поэтому любое даже незначительное неудобство может иметь негативные последствия в виде оттока пользователей.

Помимо собственно игрового процесса, на популярность мобильной игры влияют удобство навигации в меню и его интуитивность.

Мобильное тестирование интерфейс

5. Безопасность 

Следующая важная вещь, о которой должна позаботиться команда — безопасность игрового приложения. Для обеспечения должного уровня безопасности большинство компаний предпочитают привлекать внешние команды. Части игровой программы, разработанные ими, обычно являются стандартными и реюзабельными. Это упрощает процессы тестирования.

Но экспертность в тестировании мобильных игр предполагает знание стандартных уязвимостей и слабых мест в игровом приложении. Нередко проводится тестирование на проникновение, как стандартный способ обеспечения безопасности пользовательских данных.

Мобильное тестирование баг

Распространенные баги

  • Совместимости: Проблемы с совместимостью, когда игра не функционирует должным образом на распространенных устройствах или операционных системах.
  • Проблемы с игровой логикой и балансом: Подобные проблемы в целом не позволяют игре выполнять поставленные задачи.
  • Интерфейсные: Например, когда элементы интерфейса находятся не точно на своих местах, или например надпись на кнопке превышает по длине место, отведенное для кнопки.
  • Технические баги: Часто игры не работают должным образом из-за плохого мобильного покрытия или Wi-Fi.
  • Баги производительности: Например, снижение частоты кадров во время атаки персонажа.
  • Баги локализации: И наконец, ошибки, которые встречаются в локализованных текстах.

Виды тестирования мобильных игр 

Мобильное тестирование фреймворк

1. Тестирование совместимости 

Проверка совместимости игры с распространенными операционными системами и устройствами, а также с различными аппаратными и программными условиями.

2. Тестирование локализации 

Необходимо, если игра нацелена на глобальный рынок. Тексты, подписи, названия игровых элементов и т. д., должны быть проверены на целевых языках.

3. Функциональное тестирование 

Мобильное тестирование функциональное

Тестировщики анализируют проблемы, специфичные для каждой конкретной игры, они могут быть связаны с графикой, интерфейсом, стабильностью, игровыми механиками и т. д.

4. Тестирование производительности 

Тестирование производительности чрезвычайно важный этап и оно обязательно проводится, для оценки общего ощущения от игры и для оптимизации производительности.

5. Графика и расход батареи 

  • Сеть: Тестировщики проверяют работу в сетях 3G, 2G и 4G и Wi-Fi. Это дает представление, как игра будет работать при подключении в разных сетях и изменении местоположения пользователя.
  • Ограничения памяти и процессора: Задача заключается в том, чтобы определить, насколько быстро игра будет расходовать заряд батареи мобильного устройства.
  • Время отклика и другие параметры: Проверяется скорость связи с игровым сервером, а также время, необходимое для загрузки приложения; также реакция приложения на низкий заряд батареи, недостаточное количество свободной памяти, утечки памяти, и т. д.
Мобильное тестирование - Графика

6. Тестирование безопасности 

Как уже говорилось выше, тестирование безопасности должно гарантировать безопасность мобильного игрового приложения для пользователей. Проблемы возникают в результате плохого контроля системы, не налаженной коммуникации, утечек данных, слабых алгоритмов защиты и т. д.

7. Тестирование восстановления 

Должно определить устойчивость приложения к сбоям, аппаратным или другим неполадкам. Игровое приложение принудительно «крэшится», и тестировщики проверяют, что при этом происходит.

8. Тестирование выносливости (soak testing)

Обычно это автоматизированные тесты, которые запускают игру и оставляют на длительное время и в разных режимах. Это помогает определить утечки памяти и подобные «скрытые» проблемы.

Мобильное тестирование - Нагрузочное

‍Метрики

  • Рейтинг загрузок: Рейтинг мобильного игрового приложения в аппсторах.
  • Удержание: Важный показатель — Retention, позволяющий узнать, сколько времени приложение удерживается у пользователя на телефоне. Обычно пользователей делят на «сегменты» по этому показателю.
  • Сессии: Термин «сессия» или «сеанс» относится к ситуации, когда пользователь открывает приложение. Для мобильных игровых приложений тестировщики ориентируются на показатель средней сессии в DAU (см. ниже).
  • Метрики производительности: Существует множество метрик производительности онлайн-игр на клиентских девайсах, также на игровом сервере, проверяется их стабильность во времени и т. д.
  • MAU и DAU: MAU означает Monthly Active Users (Активных пользователей в месяц), а DAU — Daily Active Users (в день). Эти метрики показывают количество активных, вовлеченных пользователей, которые играют в игру часто, в отличие от «эпизодических».
Мобильное тестирование - Метрики

Проблемы, возникающие при тестировании мобильных игр

1. Утечки данных 

Интеграция с любой социальной сетью может привести к краже персональных данных пользователей. Поэтому обеспечение безопасности этих данных является важной задачей команды. Практически каждый пользователь теперь знает об опасностях, грозящих ему в Сети, и несоблюдение стандартов безопасности способно уничтожить репутацию компании.

2. Совместимость и интеграция

Также возможны проблемы с совместимостью платформ, аутентификацией, конфиденциальностью, полнотой функциональности, и обновлениями. Обеспечение плавной интеграции, безопасной аутентификации и бесперебойной работы пользователей — важные задачи.

3. Платформы

Различные версии Android составляют 80% игрового рынка, в то время как iOS — 20%, кроме того, некоторые компании теперь предлагают собственные операционные системы, достаточно популярные, и это также усложняет задачи QA-команды.

Agilitest


Какой была ваша первая зарплата в QA и как вы искали первую работу?

Мега обсуждение в нашем телеграм-канале о поиске первой работы. Обмен опытом и мнения.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Мы в Telegram

Наш официальный канал
Полезные материалы и тесты
Готовимся к собеседованию
Project- и Product-менеджмент

? Популярное

? Telegram-обсуждения

Наши подписчики обсуждают, как искали первую работу в QA. Некоторые ищут ее прямо сейчас.
Наши подписчики рассказывают о том, как не бояться задавать тупые вопросы и чувствовать себя уверенно в новой команде.
Обсуждаем, куда лучше податься - в менеджмент или по технической ветке?
Говорим о конфликтных ситуациях в команде и о том, как их избежать
$1100*
медианная зарплата в QA в июне 2023

*по результатам опроса QA-инженеров в нашем телеграм-канале

Собеседование

19%*
IT-специалистов переехало или приняло решение о переезде из России по состоянию на конец марта 2022

*по результатам опроса в нашем телеграм-канале

live

Обсуждают сейчас