Юзкейсы (они же use cases, варианты/сценарии использования, прецеденты). Быстрый гайд

На этапе сбора требований и планирования бизнес-аналитики и менеджеры проектов должны понять, как клиенты будут взаимодействовать с создаваемым продуктом. Они должны описать пользователей продукта и способы их взаимодействия с продуктом.

Лучший способ представить стейкхолдерам визуальную информацию и качественно выполнить их требования — создать сценарии/варианты использования, или use case (далее просто юзкейсы).

Что такое юзкейс

Это письменное описание того, как пользователь взаимодействует с продуктом. В юзкейсе описывается взаимодействие между пользователями и системой, когда она отвечает на действия пользователя. Юзкейс может быть в письменной или визуальной форме – визуализирован с помощью инструмента моделирования юзкейсов (например Miro, draw.io и т. д.)

Кто и зачем создает юзкейсы?

  • Бизнес-аналитики — они документируют варианты использования, которые ориентированы на пользователя и его цели.
  • Технические специалисты — они добавляют в юзкейсы технические и дизайнерские детали, ориентированные на продукт, которые дают представление о дизайне, разработке и тестировании продукта и его фич.

Где и как применяются

Варианты использования фокусируются на том, что система должна делать с точки зрения пользователя, а не на том, как она это делает внутри.

Вот основные области, где применяются юзкейсы:

  1. Разработка ПО:
    • Сбор и анализ требований: Юзкейсы помогают выявить и четко сформулировать функциональные требования к системе. Они описывают, какие задачи пользователи смогут выполнять с помощью системы.
    • Проектирование архитектуры ПО: На основе юзкейсов системные архитекторы смогут определить необходимые компоненты системы, интерфейсы и потоки данных.
    • Планирование задач: Юзкейсы используются для оценки сложности задач и планирования итераций разработки в Agile.
    • Улучшение коммуникации: Служат связью для всех участников проекта (заказчиков, аналитиков, разработчиков, тестировщиков), помогая избежать недопонимания.
  2. Бизнес-анализ:
    • Моделирование бизнес-процессов: Юзкейсы могут описывать не только взаимодействие с ПО, но и этапы в рамках широкого бизнес-процесса.
    • Понимание потребностей стейкхолдеров: Помогают аналитикам понять и задокументировать, чего именно ожидают от системы различные группы пользователей.
  3. Тестирование ПО:
    • Создание тест-кейсов: Юзкейсы являются отличной основой для написания сценариев тестирования (тест-кейсов). Каждый сценарий в юзкейсе (основной и альтернативные) может быть преобразован в один или несколько тестов.
    • Приемочное тестирование: Помогают проверить, соответствует ли разработанная система ожиданиям и потребностям конечных пользователей.
  4. Создание Документации:
    • Руководства пользователя: Содержание юзкейсов может быть легко адаптировано для написания инструкций и руководств для пользователей системы.
  5. Управление Проектами:
    • Определение объема работ: Набор юзкейсов четко очерчивает границы функциональности системы, помогая управлять объемом проекта.

Итак, юзкейсы применяются для того, чтобы:

  • Сосредоточиться на ценности для пользователя.
  • Описать функциональные требования.
  • Улучшить коммуникацию между участниками проекта.
  • Обеспечить основу для проектирования, разработки, тестирования и документирования системы.

Юзкейсы объясняют, как должна вести себя система, а также на уровне процессов объясняют, что может пойти не так. Юзкейсы предоставляют список целей, и этот список может быть использован для объяснения сложностей разрабатываемой системы.

Какая информация должна быть в юзкейсе?

Варианты использования включают в себя следующую информацию:

  • Кто является пользователем продукта
  • Что пользователь хочет или может делать в продукте
  • Цель пользователя
  • Поток действий (flow) пользователя для выполнения его задачи
  • Как система реагирует на эти действия

В юзкейс НЕ нужно включать:

  • План реализации (имплементации)
  • Мелкие детали, например каждый экран, отображаемый пользователю

Как написать юзкейс для проекта

Итак, юзкейсы – это артефакты требований, облегчающие коммуникацию между техническими и бизнес-командами. Документ с описанием юзкейсов должен содержать несколько основных компонентов, а именно:

  • Акторы: пользователи, которые выполняют действия при взаимодействии с системой
  • Стейкхолдеры: первичные акторы, которые инициируют взаимодействие с системой
  • Система: последовательность действий и взаимодействий
  • Цели: Конечный результат юзкейса. Хорошая диаграмма юзкейса должна описывать действия и варианты, используемые для достижения цели
  • Предусловия: что должно быть истинным или произойти до и после выполнения юзкейса
  • Базовый поток: юзкейс, в котором ничего неправильного не происходит
  • Альтернативный поток: отклонение от основного сценария (базового потока) — это альтернативный путь/поток. Эти исключения происходят, когда что-то идет не так на уровне системы

Пример

Диаграмма юзкейсов - пример в кафе

Чтобы написать юзкейс, выполните следующие действия:

  1. Определите, кто будет использовать продукт.
  2. Выберите одного из пользователей из списка.
  3. Определите, что этот пользователь хочет делать с продуктом. Каждая последовательность операций, которую пользователь делает с продуктом, становится юзкейсом.
  4. Для каждого юзкейса определите типичный поток событий при использовании продукта.
  5. Опишите базовый поток в описании юзкейса, с точки зрения того, что делает пользователь и что делает система в ответ.
  6. Когда базовый поток описан, рассмотрите альтернативные варианты развития событий и добавьте их, чтобы «расширить» юзкейс.
  7. Найдите общие моменты среди созданных юзкейсов. Извлеките их и запишите как «общие» юзкейсы.
  8. Повторите шаги со 2 по 7 для всех остальных пользователей

Шаблон

Можно использовать такой шаблон:

Шаблон юзкейса

Sundar R


Карточки


Юзкейс use case гайд туториал

Какой была ваша первая зарплата в QA и как вы искали первую работу?

Мега обсуждение в нашем телеграм-канале о поиске первой работы. Обмен опытом и мнения.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Мы в Telegram

Наш официальный канал
Полезные материалы и тесты
Готовимся к собеседованию
Project- и Product-менеджмент

? Популярное

? Telegram-обсуждения

Наши подписчики обсуждают, как искали первую работу в QA. Некоторые ищут ее прямо сейчас.
Наши подписчики рассказывают о том, как не бояться задавать тупые вопросы и чувствовать себя уверенно в новой команде.
Обсуждаем, куда лучше податься - в менеджмент или по технической ветке?
Говорим о конфликтных ситуациях в команде и о том, как их избежать
$1100*
медианная зарплата в QA в июне 2023

*по результатам опроса QA-инженеров в нашем телеграм-канале

Собеседование

19%*
IT-специалистов переехало или приняло решение о переезде из России по состоянию на конец марта 2022

*по результатам опроса в нашем телеграм-канале

live

Обсуждают сейчас