- Определение
- Кто пишет
- Где и как применяются
- Что там должно быть
- Акторы и их цели
- Пример – кафе
- Этапы написания
- Шаблон
- Карточки
На этапе сбора требований и планирования бизнес-аналитики и менеджеры проектов должны понять, как клиенты будут взаимодействовать с создаваемым продуктом. Они должны описать пользователей продукта и способы их взаимодействия с продуктом.
Лучший способ представить стейкхолдерам визуальную информацию и качественно выполнить их требования — создать сценарии/варианты использования, или use case (далее просто юзкейсы).
Что такое юзкейс
Это письменное описание того, как пользователь взаимодействует с продуктом. В юзкейсе описывается взаимодействие между пользователями и системой, когда она отвечает на действия пользователя. Юзкейс может быть в письменной или визуальной форме – визуализирован с помощью инструмента моделирования юзкейсов (например Miro, draw.io и т. д.)
Кто и зачем создает юзкейсы?
- Бизнес-аналитики — они документируют варианты использования, которые ориентированы на пользователя и его цели.
- Технические специалисты — они добавляют в юзкейсы технические и дизайнерские детали, ориентированные на продукт, которые дают представление о дизайне, разработке и тестировании продукта и его фич.
Где и как применяются
Варианты использования фокусируются на том, что система должна делать с точки зрения пользователя, а не на том, как она это делает внутри.
Вот основные области, где применяются юзкейсы:
- Разработка ПО:
- Сбор и анализ требований: Юзкейсы помогают выявить и четко сформулировать функциональные требования к системе. Они описывают, какие задачи пользователи смогут выполнять с помощью системы.
- Проектирование архитектуры ПО: На основе юзкейсов системные архитекторы смогут определить необходимые компоненты системы, интерфейсы и потоки данных.
- Планирование задач: Юзкейсы используются для оценки сложности задач и планирования итераций разработки в Agile.
- Улучшение коммуникации: Служат связью для всех участников проекта (заказчиков, аналитиков, разработчиков, тестировщиков), помогая избежать недопонимания.
- Бизнес-анализ:
- Моделирование бизнес-процессов: Юзкейсы могут описывать не только взаимодействие с ПО, но и этапы в рамках широкого бизнес-процесса.
- Понимание потребностей стейкхолдеров: Помогают аналитикам понять и задокументировать, чего именно ожидают от системы различные группы пользователей.
- Тестирование ПО:
- Создание тест-кейсов: Юзкейсы являются отличной основой для написания сценариев тестирования (тест-кейсов). Каждый сценарий в юзкейсе (основной и альтернативные) может быть преобразован в один или несколько тестов.
- Приемочное тестирование: Помогают проверить, соответствует ли разработанная система ожиданиям и потребностям конечных пользователей.
- Создание Документации:
- Руководства пользователя: Содержание юзкейсов может быть легко адаптировано для написания инструкций и руководств для пользователей системы.
- Управление Проектами:
- Определение объема работ: Набор юзкейсов четко очерчивает границы функциональности системы, помогая управлять объемом проекта.
Итак, юзкейсы применяются для того, чтобы:
- Сосредоточиться на ценности для пользователя.
- Описать функциональные требования.
- Улучшить коммуникацию между участниками проекта.
- Обеспечить основу для проектирования, разработки, тестирования и документирования системы.
Юзкейсы объясняют, как должна вести себя система, а также на уровне процессов объясняют, что может пойти не так. Юзкейсы предоставляют список целей, и этот список может быть использован для объяснения сложностей разрабатываемой системы.
Какая информация должна быть в юзкейсе?
Варианты использования включают в себя следующую информацию:
- Кто является пользователем продукта
- Что пользователь хочет или может делать в продукте
- Цель пользователя
- Поток действий (flow) пользователя для выполнения его задачи
- Как система реагирует на эти действия
В юзкейс НЕ нужно включать:
- План реализации (имплементации)
- Мелкие детали, например каждый экран, отображаемый пользователю
Как написать юзкейс для проекта
Итак, юзкейсы – это артефакты требований, облегчающие коммуникацию между техническими и бизнес-командами. Документ с описанием юзкейсов должен содержать несколько основных компонентов, а именно:
- Акторы: пользователи, которые выполняют действия при взаимодействии с системой
- Стейкхолдеры: первичные акторы, которые инициируют взаимодействие с системой
- Система: последовательность действий и взаимодействий
- Цели: Конечный результат юзкейса. Хорошая диаграмма юзкейса должна описывать действия и варианты, используемые для достижения цели
- Предусловия: что должно быть истинным или произойти до и после выполнения юзкейса
- Базовый поток: юзкейс, в котором ничего неправильного не происходит
- Альтернативный поток: отклонение от основного сценария (базового потока) — это альтернативный путь/поток. Эти исключения происходят, когда что-то идет не так на уровне системы
Пример
Чтобы написать юзкейс, выполните следующие действия:
- Определите, кто будет использовать продукт.
- Выберите одного из пользователей из списка.
- Определите, что этот пользователь хочет делать с продуктом. Каждая последовательность операций, которую пользователь делает с продуктом, становится юзкейсом.
- Для каждого юзкейса определите типичный поток событий при использовании продукта.
- Опишите базовый поток в описании юзкейса, с точки зрения того, что делает пользователь и что делает система в ответ.
- Когда базовый поток описан, рассмотрите альтернативные варианты развития событий и добавьте их, чтобы «расширить» юзкейс.
- Найдите общие моменты среди созданных юзкейсов. Извлеките их и запишите как «общие» юзкейсы.
- Повторите шаги со 2 по 7 для всех остальных пользователей
Шаблон
Можно использовать такой шаблон: