Поведенческие вопросы на собеседовании

Поведенческое собеседование должно оценить софт-скиллы кандидата, его способности к межличностному общению и решению проблем. У QA-специалистов софт-скиллы должны быть лучше «прокачаны» чем например у разработчиков, поскольку QA-специалисты чаще «выходят за рамки технических деталей», QA ближе к конечным пользователям. Задаваемые вопросы касаются того, как кандидаты подходят к решению проблем, как они работают в команде, и как справляются с различными ситуациями. 

Поведенческие вопросы

Поведенческие вопросы (иначе называемые бихевиоральными) составляются HR-специалистами таким образом, чтобы побудить кандидата рассказать о примерах из своего профессионального опыта, при этом раскрывая особенности личности кандидата. Вопросы направлены на изучение паттернов поведения в общем, действий и реакций в рабочих ситуациях. Интервьюера в первую очередь интересует работа в команде, особенности характера, стиль общения, подход к решению проблем, и поведение в конфликтных ситуациях.

Примеры

  • Расскажите, случались ли у вас конфликтные ситуации с «проблемными» участниками команды. Как вы решали эти ситуации?
  • Вы обнаружили критикал-баг за день до релиза. Каковы были ваши действия?
  • Расскажите о ситуации, когда вам приходилось расставлять приоритеты при выполнении множества задач в сжатые сроки и в стрессовой ситуации. Как вы планировали свое время?

Коммуникативные навыки

  • Хорошо: Четкое изложение рабочих ситуаций, предпринятых действий, и достигнутых результатов. 
  • Плохо: Расплывчатое, нечеткое изложение, трудности с описанием процессов, недоговорки, неуверенность.

Эффективное решение проблем (Problem-Solving)

  • Хорошо: Демонстрация критического мышления, творческого подхода к решению проблем, и способности к принятию обдуманных, обоснованных решений в любой ситуации. 
  • Плохо: Отсутствие конкретных примеров, нерешительность, неспособность работать в стрессовой ситуации. 

Способности к сотрудничеству и работе в команде

  • Хорошо: Демонстрируемая способность продуктивно работать в команде, легко разрешать конфликты, и создавать позитивный настрой в команде. 
  • Плохо: Обвинение других участников команды в чем-либо (старайтесь избегать этого, даже если вы были 100% правы), неспособность признать личный вклад других участников команды, и неспособность признавать (и описывать интервьюеру) собственные ошибки.

Адаптивность:

  • Хорошо: Гибкость и быстрая адаптации к изменениям, извлечение уроков из проблем, и корректировка поведения. 
  • Плохо: Сопротивление изменениям, ригидность в процессах, трудности с принятием обратной связи.

Управление временем и расстановка приоритетов

  • Хорошо: Демонстрация умения эффективно управлять своим временем, умение более-менее самостоятельно приоритизировать задачи в зависимости от их срочности и важности. 
  • Плохо: Неумение самостоятельно управлять своим временем, систематическая неспособность соблюдать сроки.

Методика STAR

Метод STAR (Situation-Task-Action-Result / Ситуация-Задача-Действие-Результат) — это структурированный, системный подход к поведенческому интервью. Как уверяют адепты метода, он позволяет кандидатам давать полные и упорядоченные ответы на собеседовании.

Ситуация:

Опишите контекст ситуации на рабочем месте. 

Пример: «На предыдущей работе мы готовили релиз и сроки были жесткие».

Задача:

Объясните свою роль и обязанности в данной ситуации.

Пример: «Моя задача заключалась в том, чтобы продукт соответствовал требованиям».

Действие:

Опишите действия, которые вы предприняли для решения проблемы. 

Пример: «Я провел тщательный анализ кода, выявил критические баги и помог команде разработчиков внедрить необходимые исправления. Также я сообщил руководителю проекта о возможных задержках».

Результат:

Расскажите о результатах ваших действий и их влиянии на исход обсуждаемой ситуации. 

Пример: «Благодаря упреждающему, проактивному устранению багов мы выпустили более стабильный продукт. Наша совместная работа улучшила динамику команды, и в последующих релизах мы использовали извлеченные уроки».

Примеры ситуаций и ответы по STAR

Проблемный член в команде

Ситуация: «В одном из проектов я работал с членом команды, который был неспособен к сотрудничеству и часто вызывал напряжение в команде».

Задача: «Как сотрудник QA-отдела, я видел свою задачу в создании атмосферы сотрудничества и поддержке коммуникации в команде».

Действия: «Я поддерживал беседы один на один, чтобы понять, с какими проблемами и трудностями сталкиваются члены команды. Мы постарались уточнить все условия и устранить все недоразумения. Кроме того, я участвовал в мероприятиях по сплочению коллектива».

Результат: «Члены команды постепенно становились более вовлеченными и готовыми к сотрудничеству, и общая динамика команды улучшилась. Производительность проекта возросла, и мы успешно справлялись с поставленными задачами».

Критический баг перед релизом

Ситуация: «В рамках проекта, требующего больших затрат времени, я обнаружил критический баг незадолго до запланированного релиза продукта».

Задача: «Как сотрудник QA-отдела, я должен был обеспечивать качество продукта и выявить все потенциальные проблемы до релиза».

Действия: «Я немедленно задокументировал баг, с подробным описанием шагов по воспроизведению и серьезности. Я сообщил о проблеме команде разработчиков и предложил быстрое решение. Также я помог проджект-менеджеру оценить влияние этого бага на сроки релиза, и сообщил о ситуации стейкхолдерам

Результат: «Баг был быстро устранен, и мы смогли выпустить продукт в срок. Этот инцидент побудил команду усовершенствовать процессы, чтобы предотвратить подобные проблемы в будущих релизах».

Расстановка приоритетов 

Ситуация: «В проекте с множеством задач по тестированию и сжатыми сроками мне пришлось эффективно распоряжаться своим временем и самостоятельно расставлять приоритеты».

Задача: «Будучи единственным тестировщиком на проекте, я отвечал за тестирование функций и обеспечение общего качества продукта.»

Действия: «Я самостоятельно создал матрицу приоритетов, основанную на важности функций продукта, потенциальном влиянии на конечных пользователей, и зависимостях между функциями. Я сообщил проджект-менеджеру об ограничениях времени, и наметил возможности для ускорения, путем параллельного тестирования. Кроме того, я автоматизировал повторяемые и трудоемкие тест-кейсы.»

Результат: «Благодаря умению приоритизировать и автоматизации я уложился в сроки по критически важным функциям. Проект был сдан в срок, а матрицу приоритетов собираюсь применять и в будущих проектах».

Заключение

Вопросы поведенческого интервью позволяют рекрутеру получить представление о личности кандидата, о его «мягких» навыках, и способностях решать реальные задачи в проектах. Кандидатам применение метода STAR на поведенческом интервью позволяет эффективнее структурировать свои ответы, давая интервьюерам четкое представление о своем релевантном опыте.

Источник


Полный гайд по софт-скиллам тестировщика

Какой была ваша первая зарплата в QA и как вы искали первую работу?

Мега обсуждение в нашем телеграм-канале о поиске первой работы. Обмен опытом и мнения.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Мы в Telegram

Наш официальный канал
Полезные материалы и тесты
Готовимся к собеседованию
Project- и Product-менеджмент

? Популярное

? Telegram-обсуждения

Наши подписчики обсуждают, как искали первую работу в QA. Некоторые ищут ее прямо сейчас.
Наши подписчики рассказывают о том, как не бояться задавать тупые вопросы и чувствовать себя уверенно в новой команде.
Обсуждаем, куда лучше податься - в менеджмент или по технической ветке?
Говорим о конфликтных ситуациях в команде и о том, как их избежать
$1100*
медианная зарплата в QA в июне 2023

*по результатам опроса QA-инженеров в нашем телеграм-канале

Собеседование

19%*
IT-специалистов переехало или приняло решение о переезде из России по состоянию на конец марта 2022

*по результатам опроса в нашем телеграм-канале

live

Обсуждают сейчас