? Что такое альфа-тестирование?

Коротко

Альфа-тестирование — начальное сквозное приемочное тестирование продукта (приложения), которое подтверждает, что базовые требования выполнены и приложение работает корректно в целом, и можно переходить на следующий этап (бета-тестирование). 

Обычно такое тестирование выполняется персоналом ИТ-компании, по возможности — в неких специальных, «лабораторных» условиях. Альфа-тест подтверждает, что продукт уже рабочий (примерно на 70-80-90%).

До альфа-тестирования в цикле разработки проводят юнит-тесты отдельных функций и модулей и smoke-тесты всей системы; далее альфа-тестирование продукта дает возможность оценить его эффективность и пригодность с более высокой позиции.

Главная разница между альфа- и бета-тестированием: исполнители. Альфа-тесты проводят сотрудники компании, она предоставляет для этого тестовое окружение; бета-тесты проводят реальные пользователи в реальном окружении, чаще всего собственном (на своем компьютере/смартфоне). 

Главная цель альфа-тестов: найти как можно больше явных/грубых/критических багов до того как продукт поступит на рынок, всем пользователям.

Альфа-тестирование может выполняться по принципу и черного ящика, и белого; «тестирование по белому ящику» позволяет «заглянуть вовнутрь» продукта, тщательно изучая происходящее в нем в процессе тестирования. Альфа-тестирование «черного ящика» оценивает приложение без знания его кода. 

Поскольку альфа-тестирование проводится до запуска продукта на рынок, когда еще остается время, методика белого ящика является предпочтительной, так как дает намного больше информации по внутренним проблемам; это позволяет вовремя устранить их. Разработчики могут решить эти проблемы раньше, и обновить сам продукт и тестовое окружение; подготавливая к более тщательному тестированию на последующих стадиях.

На следующей после «альфы» стадии (бета-тестирование) часто проводится тестирование безопасности, совместимости и взаимосвязей приложения (dependability) — весьма важные и сложные этапы; приложение уже должно быть готово к ним на 99%. На «альфе» часто ставится задача найти самые большие «подводные камни», самые серьезные функциональные баги, а также проблемы юзабилити.

Кому поручают альфа-тесты

Стандартные этапы в небольшом проекте:

  • Начальный этап выполняется сотрудниками компании (разработчиками и/или тестировщиками) с применением программных дебаггеров (отладчиков). Цель на этом этапе: найти дефекты как можно раньше и самые критические. На этой стадии обычно находят множество ошибок и дефектов, узкие места в функциональности, неполную документацию, и прочие мелкие и крупные проблемы
  • Следующий этап выполняет выделенная команда тестировщиков (и разработчиков), по методике как черного, так и белого ящика.

Итак, альфа-тестирование организовывается QA-отделом, и к процессу могут подключать сотрудников других отделов в качестве тестировщиков, чтобы собрать больше фидбэка; они сосредотачиваются на разных аспектах приложения и требованиях. Задачи распределяют QA-менеджеры, пытаясь добиться полного покрытия use-кейсов и ускорить процессы.

Участники альфа-тестирования регистрируют найденные дефекты в баг-трекинговой системе и обсуждают прогресс с менеджерами. Продукт не допустят к релизу, пока альфа-тестирование не проявило самые явные, критические баги.

Стадии альфа-тестирования

Как мы уже знаем, альфа-тесты выполняются перед бета-тестами, ближе к концу цикла разработки.

Альфа-тестирование сложных продуктов выполняется в три этапа:

  • Пре-альфа, предварительная/подготовительная стадия. Краткая обзорная сессия тестирования для проверки, готова ли система «в общем» к основному этапу альфы.
  • Собственно альфа-тестирование. Этот этап может быть достаточно долгим и затратным, ведь это по сути сквозной приемочный стресс-тест всех функций продукта.
  • Пост-альфа, завершающий этап. Выделенная группа разработчиков устраняет найденные проблемы, а тестировщики продолжают искать их.

Итак, альфа-тестирование анализирует поведение системы и пользовательские ощущения от продукта (customer experience), не допуская появления на рынке продукта с грубыми дефектами.

Лучшие практики

  • Фиксировать каждую проблему в письменной форме; даже если не хватает времени и решено отложить проблему (например оставить небольшой дефект в юзабилити «как есть»), нужно регистрировать все замеченные проблемы. Команда вернется к ним, когда будет время, или уже после релиза.
  • Не полагаться на бета-тестирование. Хотя бета-тестеры способны найти ошибки, пропущенные на альфа-этапе, и таки находят, в этом никогда нельзя быть уверенным. Чем больше модулей/юз-кейсов проверено на альфе, тем в лучшем состоянии продукт будет передан бета-тестерам, и они не будут «завалены» дефектами.
  • Хорошо изучить требования и спецификации до начала процесса. Сотрудник, которого определили в «альфа-команду», обязательно должен ознакомиться как минимум с функциональными требованиями до начала тестирования.
  • Сотрудник, сообщивший о баге, может проконтролировать процесс — валидировать устранение бага. Нельзя 100% полагаться на разработчиков.
  • Установить и поддерживать взаимопонимание в команде. Все участники альфа-тестирования должны убедиться, что продукт готов к «бете», и менеджеры должны убедить команду, что те кто нашел много дефектов — будут вознаграждены.
  • Неайтишные сотрудники компании. Из-за того что люди с айтишным бэкграундом могут быть (и обычно бывают) более толерантны к чужим ошибкам (особенно к проблемам в юзабилити) чем обычные юзеры, полезной практикой является включение в команду какого-то минимального количества сотрудников других отделов, выступающих в качестве «продвинутых пользователей»; у них как правило непредвзятый взгляд на ИТ-продукты.
  • Мониторить customer experience. Команде может казаться что «все отлично работает», а на самом деле продукт неюзабельный с точки зрения пользователей; поэтому тест-кейсы на альфе должны покрывать всю функциональность, end-to-end.
  • Специальные встречи (буткемпы) с командами маркетинга и продаж. Альфа-тестирование это хороший повод ввести маркетологов в курс дела, ознакомить с последней версией продукта, который маркетологи будут продвигать клиентам. У маркетологов и сейлсов будет полное видение, они смогут эффективнее работать с продвижением продукта, если сами как-то поучаствовали в его создании.
  • Это же относится к «сапортам» (службе customer support) — отличная возможность для них поучаствовать в улучшении продукта. Сотрудников поддержки полезно ознакомить с «внутренностями» продукта, который они обслуживают. Это повысит их квалификацию.

В крупной компании

Как уже сказано, альфа-тесты лучше всего выполнять в тестовой лаборатории, если компания достаточно большая. Проджект-менеджер работает с командами разработки и QA, прописывает задачи и ожидаемые результаты. В таком процессе могут быть опущены/отложены такие не всегда обязательные этапы как тестирование надежности/инсталляции/документации и пр.

Для больших тестовых сценариев понадобится качественный тест-план, поскольку альфа-тестирование может включать большое количество действий, в том числе сопроводительных, типа регистрации множества проблем, быстрого устранения ошибок, повторные проверки, многократные циклы проверок и так далее.

Хорошая практика: собрать как можно больше дополнительной информации и как можно раньше, особенно что касается юзабилити, «вида и ощущения» продукта (look and feel), навигации, и других важных вещей, без которых приложение нефункционально.

В некоторых компаниях принято по завершению «альфы» отправлять клиенту отчет о текущем состоянии продукта.

Cхема действий

Итак, руководство собрало команду для альфа-тестирования. 

  • На первом этапе ей нужно ознакомиться с архитектурными спецификациями и хорошо понять функциональные и нефункциональные требования.
  • Далее пишется детализированная стратегия тестирования, покрывающая все сценарии.
  • На основе стратегии и плана тестирования создаются тест-кейсы.
  • Когда тест-кейсы выполнены и дефекты найдены, эти дефекты регистрируют и передают разработчикам для устранения.
  • Проводится повторное тестирование; цикл повторяется до устранения всех проблем (в идеале).

Чем полезно альфа-тестирование

  • Улучшение качества продукта на раннем этапе
  • Повышение опытности команды, ее гибкости в разных проектах
  • Сокращение времени выхода на рынок
  • Общее улучшение качества сравнительно малыми усилиями

Итак, можно сказать, что альфа-тестирование это приемочная проверка работающего прототипа приложения; в процессе нужна хорошая тестовая стратегия, качественные тест-кейсы, и разумеется опыт.

Альфа, бета, гамма тестирование — сравнение

Но, кроме альфы и беты, существует еще гамма (и даже дельта-тестирование!). Чем они отличаются?

Гамма-тестирование: финальный этап. Последняя проверка критических функций, исправление оставшихся небольших дефектов и прием пользовательских идей для будущих версий.

АльфаБетаГамма
Зачем?Валидировать продукт со всех точек зрения, подготовить к бетеПолучить фидбек пользователей, подготовить к релизуГарантировать выполнение самых важных требований
Когда?В конце процесса разработкиПосле альфа-тестированияПосле бета-тестирования
Кто?Команда разработчиков и тестировщиковГруппа конечных пользователейГруппа конечных пользователей
Результат?Баги, блокеры, пропущенные функцииИдеи по улучшению функциональности, юзабельности, совместимостиИдеи на следующие версии
Что дальше?Бета-тестированиеГамма-тестированиеФинальный релиз (gold-релиз)

Дельта-тестирование: специфическая форма тестирования в Agile-методологии. Тестирование части релиза — только его модифицированных частей (модулей). «Дельта» — когда времени на регрессионное не хватает, когда нужно быстрее релизить, и нет рисков сбоев из-за обновления в модуле.

Gold-релиз, он же Final — окончательная версия продукта, которая уходит клиентам.

альфа бета гамма дельта голд

Какой была ваша первая зарплата в QA и как вы искали первую работу?

Мега обсуждение в нашем телеграм-канале о поиске первой работы. Обмен опытом и мнения.

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Мы в Telegram

Наш официальный канал
Полезные материалы и тесты
Готовимся к собеседованию
Project- и Product-менеджмент

? Популярное

? Telegram-обсуждения

Наши подписчики обсуждают, как искали первую работу в QA. Некоторые ищут ее прямо сейчас.
Наши подписчики рассказывают о том, как не бояться задавать тупые вопросы и чувствовать себя уверенно в новой команде.
Обсуждаем, куда лучше податься - в менеджмент или по технической ветке?
Говорим о конфликтных ситуациях в команде и о том, как их избежать
$1100*
медианная зарплата в QA в июне 2023

*по результатам опроса QA-инженеров в нашем телеграм-канале

Собеседование

19%*
IT-специалистов переехало или приняло решение о переезде из России по состоянию на конец марта 2022

*по результатам опроса в нашем телеграм-канале

live

Обсуждают сейчас