Паттерны проектирования (Design Patterns) — это повторяемые архитектурные решения, разработанные для решения часто встречающихся проблем при проектировании программных систем. Они представляют собой проверенные методы и подходы, которые помогают разработчикам создавать гибкие, расширяемые и поддерживаемые приложения.
Паттерны проектирования описывают проблему, контекст и решение. Они обеспечивают общий язык и согласованный набор концепций, которые позволяют разработчикам эффективно общаться и передавать свои идеи. Каждый паттерн проектирования имеет имя, описание, основные принципы и примеры его использования.
Некоторые из широко известных паттернов проектирования включают:
- Порождающие паттерны (Creational Patterns): Они отвечают за создание объектов. Примеры включают Singleton (Одиночка), Factory (Фабрика), Abstract Factory (Абстрактная фабрика), Builder (Строитель) и Prototype (Прототип).
- Структурные паттерны (Structural Patterns): Они определяют способы компоновки объектов и классов в более крупные структуры. Примеры включают Adapter (Адаптер), Decorator (Декоратор), Composite (Компоновщик), Proxy (Заместитель) и Facade (Фасад).
- Поведенческие паттерны (Behavioral Patterns): Они описывают взаимодействие между объектами и классами, определяя общие способы коммуникации и управления поведением системы. Примеры включают Observer (Наблюдатель), Strategy (Стратегия), Command (Команда), Iterator (Итератор) и State (Состояние).
Паттерны проектирования не являются готовыми решениями для всех проблем, но они предлагают проверенные подходы и концепции, которые могут быть адаптированы и применены в различных сценариях разработки. Они способствуют улучшению модульности, гибкости, переиспользования и поддерживаемости кода.