Пример модели взаимосвязи уровней требований
В качестве примера можно взять гипотетическую ситуацию «Создание веб-формы для оформления быстрого заказа». Допустим, у организации на сайте нет процесса быстрого оформления заказов, из за чего теряется часть клиентов.
Основное бизнес-требование — необходимо упростить и ускорить процесс оформления заказа.
В качестве бизнес-правила указано следующее ограничение:
- Обращение к клиенту должно происходить согласно деловому этикету (по имени-отчеству)
Промежуточный этап. Формирование документа концеции и границ. Бизнес может создать презентацию, оценить сроки и трудозатраты, бюджет и прогноз получения прибыли за счет внедрения нового функционала. Создание и согласование бизнес-требований с теми, кто финансирует проект или продукт.
Аналитик, обсудив с бизнесом верхнеуровневую проблематику и потребность, начинает формировать список пользовательских требований, например, в формате пользовательской истории:
- Я как клиент, для оформления быстрого заказа должен иметь возможность ввести «Имя», «Отчество» и «номер телефона». После чего нажать на кнопку «Оформить заказ»
- Я как сотрудник клиентской поддержки, должен получить задачу в системе с момента оформления заявки клиентом
После формирования пользовательских требований аналитик может сформировать документ пользовательских требований.
- Если в течении 5 минут с момента оформлениия заявки клиентом в рабочее время, заявка не была обработана сотрудником клиентской поддержки, клиенту на указанный номер телефона должно отправится смс уведомление, что его заявка была принята и будет обработана в ближайшее время.
В качестве атрибутов качества — указаны следующие требования:
- Сотрудник клиентской поддержи должен получить задачу в системе не позднее 10 секунд с момента оформления заявки клиентом
Каждая пользовательская история может быть декомпозирована на Функциональные требования.
User story 1: Аналитик определяет необходимый набор атрибутов, который пользователь должен ввести на странице, после чего формирует требования:
Требование 1. Клиент для оформления быстрого заказа должен иметь возможность ввести «Имя», «Отчество» и «номер телефона». После чего нажать на кнопку «Оформить заказ».
Поговорив с дизайнером (UX/UI) аналитик также выяснил что необходимо добавить новые функциональные требования и системные требования
Требование 2. В случае успешного оформления заказа необходимо отобразить следующий текст на экране: «Заказ №<номер заказа> оформлен. Списибо, что пользуетесь нашими услугами. Сотрудник клиентской поддержки в ближайшее время свяжется с вами.»
Требование 3. В случае возникновении ошибки при оформлении заказка, пользователю необходимо отобразить предуреждение: «Произошла ошибка при оформлении заказа. Попробуйте перезагрузить страницу и повторно оформить заказ. Если это не поможет, просим вас оформить заказ через сотрудника Клиентской поддержки: +7 (800) 555 35 35»
Требование 4 (системное). Ввод имени не должен быть ограничен меньше чем 24 символа Ввод фамилии не должен быть ограничен меньше чем 48 символа При попытке ввода номера телефона на экране уже указано +7